Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 60005, г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 27, секция 3, подъезд 3, 4, кабинет 4
  • +7 (915) 777-78-58
  • maria_kovalchuk@mail.ru
 

Программы

Школа "выходного" дня. РАС-уроки!!! АОП.

Количество просмотров: 32

Подготовка к школе ребенка с аутизмом требует особого внимания и значительных усилий. Изменение статуса ребенка, переход со сложившегося стереотипа на новый и совершенно другое социальное окружение – все это создает дополнительные трудности в процессе школьной адаптации и усвоении новых знаний. Следует помнить, что даже систематическая работа по подготовке к школе не избавляет от трудностей адаптационного периода. Однако рациональность обучения таких детей в школе на сегодняшний день доказана и обоснована, поэтому, начиная работу по подготовке ребенка к школе, родители и педагоги должны верить в успех.

Задачи работы:

- формирование учебного стереотипа;

- воспитание у ребенка положительного отношения к занятиям;

- способствование осознанию ребенком себя в роли школьника;

- развитие произвольности психических процессов;

- моторное развитие;

- включение ребенка в ситуацию активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Основной задачей на этапе подготовки является формирование учебного стереотипа. Опыт показывает, что дети с аутизмом очень дорожат своим статусом ученика, поэтому во время занятий важно говорить ребенку, что он «хорошо учится», «выполняет задания», «старательно занимается». На начальных этапах занятие может быть непродолжительным по времени, содержать в себе много элементов игры. Необходимо отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые доставляют удовольствие ребенку. Тем самым мы формируем положительное отношение ребенка к учебной деятельности.

Занятия надлежит поводить в одно и то же время, в определенном месте. Рабочее место также требует специальной организации. Стоит исключить из поля зрения ребенка отвлекающие его предметы, игрушки. Материалы для занятия размещаются в отдельных коробках или контейнерах, и ребенок постепенно привыкает сам убирать пособия на месть по завершении работы. Нужно соблюдать последовательность действий по подготовке и завершению занятия, чтобы ребенок со временем усвоил этот порядок и мог самостоятельно его придерживаться. В случае затруднений целесообразно выполнять необходимые действия рукой ребенка, обязательно комментируя все что вы делаете.

Не стоит пытаться разнообразить содержание занятия, привнося каждый раз что-то новое, лучше начинать с понравившихся и привычных заданий, постепенно вплетая в канву занятия новые детали. Каждое упражнение и задание должно каким-то образом перекликаться с интересами ребенка.

По завершении упражнения или в конце занятия должно быть что-то предложено в качестве подкрепления. Это может быть и печенье или конфета, наклейка в тетради или просто эмоциональная похвала. Выбираем то, что наиболее значимо для ребенка.

Особое внимание на занятиях нужно уделять моторному развитию ребенка, а именно развитию подражательности и способности к произвольной организации собственных движений. Задания для развития мелкой и общей моторики необходимо включать в каждое занятие. Используются те же приемы: привязывание к интересам ребенка и связывание с единым сюжетом занятия, четкое планирование и постоянная последовательность заданий, количества упражнений, использование положительного подкрепления. При выполнении заданий по моторному развитию используется помощь в виде совместного выполнения «рука в руке», с постепенным уменьшением объема оказываемой помощи.

При подборе заданий для занятий возможно использование любых упражнений, используемых в практике педагогами, необходимо лишь адаптировать их под индивидуальные особенности ребенка с аутизмом.

При подготовке аутичного ребенка к школьному обучению необходимо проводить работу по развитию произвольности психических процессов (восприятия, памяти, внимания). Так, используя его непроизвольное внимание и постепенно вводя сюжет и добавляя осмысленность выполняемым действиям, мы увеличиваем время удержания внимания. Информация часто не воспринимается и не запоминается ребенком, если не включена в какой-то сюжет, если она специально не осмыслена. Поэтому, работая над определенными темами необходимо учитывать достаточно хороший уровень развития непроизвольных психических процессов и сложность их произвольной организации.

Понятно, что не все дети с аутизмом смогут обучаться в классе, но в результате систематических занятий даже дети, находящиеся дома становятся более контактными, более управляемыми, и для них становится возможность использования средств альтернативной коммуникации.

Помогает усвоить информацию специальная организация по какому-либо признаку, часто формальному.

Кроме индивидуальных занятий, направленных на развитие школьных навыков и психических процессов, необходимо проводить работу по включению ребенка в мини-группу, а потом в группу. Такие включения должны быть кратковременными и привязанными к интересам самого ребенка.

Дети с аутизмом представляют неоднородную группу, и у некоторых из них адаптация может проходить без выраженных нарушений, однако, и у них возникают трудности на начальном этапе школьного обучения. Несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития это дети демонстрируют нарушение организации учебной деятельности, что связано со значительной утомляемостью и пресыщаемостью, а также с низким психическим тонусом и сенсорной чувствительностью. Такие дети чересчур чувствительны к оценке учителя. Им трудно воспринимать речь, обращенную к другому ребенку или к группе. Они могут отвечать на вопрос с задержкой и не по делу, выполнять задания тогда, когда захочется, играть на уроках, демонстрировать неадекватные эмоциональные реакции. Эти проявления наиболее ярки в период адаптации ребенка к школьному обучению, поэтому целесообразно начинать подготовительную работу задолго до начала собственно учебного процесса.


Создание специальных условий для детей с РАС .
• Установление и развитие эмоционального контакта с
ребенком командой специалистов.
• Согласованность действий всех специалистов с обязательным
учетом особых образовательных потребностей детей с РАС.
• Использование визуальных расписаний, схем и алгоритмов
отдельных видов деятельности для организации временно-пространственной структуры образовательной среды.
• Адаптация учебно-методического материала с учетом
особенностей развития.
• Обеспечение тьюторского сопровождения.

Таким образом, очевидна необходимость проведения систематической работы по подготовке к школе ребенка с аутизмом при обязательном включении в эту работу самого ребенка, дефектолога, психолога, родителей и учителя.

Рекомендации по организации занятия с ребенком с РАС:

1. Фиксирование каждого этапа занятия, обращая внимание ученика на то, что он уже выполнил, и что будет выполнять далее.

2. Подведение промежуточных итогов занятия с обязательным акцентированием на успехах ребенка. Положительное подкрепление любой продуктивной деятельности ученика.

3. Оказание помощи при работе с книгой и раздаточным материалом (помочь ребенку найти нужное место в книге, достать материалы к занятию из портфеля и т.д.) Сокращение объема или количества заданий, исходя из возможностей ребенка.

4. Упрощение инструкции, для читающих детей возможно предъявление инструкции в письменном виде. Для некоторых детей необходима индивидуальная инструкция. После формулировки задания стоит предложить образец решения.

5. Увеличение времени на осмысливание задания и на подготовку ответа на поставленный вопрос.

6. Предоставление возможности дать ответ индивидуально или в малой группе, так как для ребенка может быть затруднительно выступать перед классом.

7. Позвольте ребенку иногда вставать, брать или убирать свои вещи, совершать другие значимые для него действия. Не ставьте его в слишком жесткие рамки.

8. Используйте свое «особое» слово, жест или символ, которое будет служить для ребенка сигналом «стоп».

9. Давайте простые поручения ребенку, помогая на первых этапах ему их выполнить. Пусть это в дальнейшем будут его обязанности.

10. Используйте визуальные расписания, схемы и шаблоны, чтобы помочь ребенку понять и усвоить логику занятий.